Как оформить путевой лист легкового автомобиля

Как оформить путевой лист легкового автомобиля

Дата публикации 28.02.2019

Оформление путевого листа

Путевой лист – это первичный документ, который служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя в организациях и у предпринимателей, чья деятельность связана с автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Такой вывод следует из ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Утвержденной формы путевого листа не существует. Организации (ИП) должны самостоятельно составить форму путевого листа, предусмотрев в нем обязательные реквизиты, которые указаны в приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ № 152).

Путевой лист должен быть оформлен на каждое транспортное средство, которое используется организациями и предпринимателями для перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также городским наземным электрическим транспортом (п. 9 Приказа № 152).

Из п. 2 Приказа № 152 также следует, что его обязаны применять любые организации и предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, владелец указанного транспорта может не оказывать услуги по договору перевозки (фрахтования). Следовательно, составлять путевые листы обязаны и те хозяйствующие субъекты, которые используют транспорт для собственных (служебных, хозяйственных) нужд (определение ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).

Содержание путевого листа

Данные обязательные реквизиты не противоречат обязательным реквизитам первичного учетного документа, которые содержатся в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Итак, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 3-7 Приказа № 152):

  1. наименование и номер путевого листа. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации (п. 12 Приказа № 152);
  2. сведения о сроке действия путевого листа:
    • при оформлении путевого листа на один день – дату (число, месяц, год) использования путевого листа;
    • при оформлении путевого листа более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства:
    • для юридического лица – наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
    • для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРН;
  4. сведения о транспортном средстве:
    • тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай), модель транспортного средства; если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, отражается модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
    • государственный регистрационный знак автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
    • показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончания смены (рабочего дня) водителя транспортного средства;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
  5. сведения о водителе:
    • фамилию, имя, отчество водителя;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

В путевой лист можно включить дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа (п. 8 Приказа № 152). За основу можно взять реквизиты форм путевых листов, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 и были обязательны к применению до 01.01.2013 (до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Порядок оформления путевого листа

Путевой лист оформляется уполномоченным работником организации или ИП и выдается водителю, который берет его с собой в поездку.

Максимальный срок действия путевого листа не ограничен. При этом оформлять его следует (п. 10 приказа № 152):

  • до начала рейса, если длительность рейса водителя превышает продолжительность смены (рабочего дня);
  • до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает один или несколько рейсов.

Исходя из этого, если в течение рабочего дня (смены) выполняется один и более рейсов, оформляется один путевой лист на весь день. Если же длительность рейса превышает один рабочий день (смену), путевой лист оформляется на весь срок рейса, даже если его длительность более месяца.

При этом если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется несколькими водителями, можно оформить несколько путевых листов на каждого водителя (п. 11 Приказа № 152).

По общему правилу даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются и заверяются уполномоченными лицами, которые назначаются решением руководителя предприятия или предпринимателем. Исключение составляют случаи, когда предприниматель сам является водителем. Тогда путевой лист он заполняет и подписывает самостоятельно (п. 13, 14 Приказа № 152).

Если путевой лист оформляется на одно транспортное средство, но на несколько водителей, то дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку – в путевом листе водителя, который последним заезжает на парковку (п. 15 Приказа № 152).

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, который проводил соответствующий осмотр. Кроме того, необходимо заверить эти данные подписью медработника с указанием фамилии и иницалов (п. 16 Приказа № 152). Подробнее о таких медосмотрах читайте в Справочнике кадровика.

Также в путевом листе должны быть указаны сведения о дате и времени проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства. Они проставляются контролером технического состояния транспортных средств, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием Ф. И. О. (п. 16.1 Приказа № 152). Контроль за техническим состоянием транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, утв. приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296.

Пример оформления путевого листа легкового автомобиля

Учет и хранение путевых листов

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале учета движения путевых листов (п. 17 Приказа № 152). Каких-либо специальных требований к оформлению и ведению такого журнала законодательство не содержит.

Примерная форма журнала учета движения путевых листов утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Применение именно этой формы не является обязательным условием, ее можно взять за основу при составлении собственной формы журнала.

Примерная форма журнала учета движения путевых листов

Хранить оформленные путевые листы следует не менее пяти лет (п. 18 Приказа № 152).

Нужно ли заполнять маршрут следования в путевом листе?

Нужно ли оформлять путевой лист на автомобиль, используемый для собственных нужд организации?

Правила использования путевых листов в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о путевом листе — документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.

Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:

Рассмотрим данные вопросы поподробнее.

Путевой лист в ПДД

В ПДД 2019 года года фраза «путевой лист» употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
.

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

При этом «установленные случаи» в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.

Зачем нужен путевой лист?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?

Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо.

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы. Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к. это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.

Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.

Когда заполнение путевого листа обязательно?

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:

  • перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов.

Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

На сколько выдается путевка?

Ежедневное заполнение путевых листов — довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, путевой лист выдается:

  • на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
  • на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.
Читать еще:  Как проверить автомобиль перед покупкой на арест

Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.

Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.

Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.

Отметка медика

Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.

Отметка технического контролера

Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:

Как заполнить путевой лист?

В 2019 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.

Штраф за отсутствие путевого листа

Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, — штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 апреля 2019

Рекомендуем также прочитать:

Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок.

Здравствуйте, нужно ли оформлять путевой лист при необходимости движения с выполнением работ автомобилем не территории предприятия без выезда за КПП (на линию)? Если да, то при этом нужно ли заполнение журнала выпуска на линию и журнала тех.контроля? Ведь при оформлении путевого листа в разрешении на выезд расписывается механик, ставит свою отметку контролер по выпуску на линию, а эти отметки предполагают фиксацию записей в журналах.

Читаем Устав автотранспорта и 152-й приказ. Путевой лист выписывается в случаях перевозки пассажиров и грузов. Если, допустим, машина катается по территории между боксами для прохождения ТО, ремонта, или ещё по какой-то причине, но не занимается перевозками, то путевой лист не нужен. А предрейсовый, предсменный контроль (приказ 296) проводится перед началом рейса, смены. Т.е., осмотр будет обязательным, т.к. водитель вышел на смену с автомобилем. Но дальше идут несостыковки. Даже когда есть случай, что путевой лист не нужен, то приказ 296 заставляет эту путёвку выписать: «12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям. в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден»; 14. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается». Как видите, отметка ставится в путевом листе, и выпуск транспорта без неё невозможен.

Но факт проведения контроля фиксируется согласно п.15. «Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. » Получается, что при проверке, когда будет выявлен факт отсутствия путевого листа, вас могут наказать только по статье 12.3 ч.2 за сам факт отсутствия в случаях, предусмотренных законодательством. А наказать по 12.31.1 за непроведение предсменного, предрейсового контроля не могут, т.к. он проведён, и отметка есть в журнале.

И считается ли выездом на линию любое начало движения автомобиля? Ведь по логике водитель чтобы сесть за руль поехать должен быть проверен по состоянию здоровья, а автомобиль по тех.состоянию, а это «тянет» за собой оформление всех сопутствующих документов и журнальных отметок. Тут руководствуемся приказом 15 Минтранса. Все работы до рейса входят в состав подготовительных работ, и входят в рабочее время водителя. На что «тянет» написал в соседней теме.

Здравствуйте. Я зарегистрирован как ИП ( такси), по УСН 6%, работаю сам на себя, без дополнительных работников. Слышал что я не должен проходить для путевого листа предрейсовый тех осмотр, так как фактически вам являюсь механиком в своем ип. Так ли это?

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) Глава IV. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.ст. 11 — 29) Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

Предрейсовый контроль проводится «для путевого листа»? Можно поподробнее?

Здравствуйте, ООО на ОСНО приобрело легковое авто в лизинг, авто на балансе лизингополучателя, ездит на нем только директор, ничего не перевозит, нужны ли путевые каждый день? Как то можно обойтись без них?

Татьяна, здравствуйте.

Если автомобиль не перевозит пассажиров и багаж, грузы, то путевой лист не является обязательным.

Как правильно заполнить путевой лист легкового автомобиля: основные правила и реквизиты

Далеко не каждому владельцу транспортного средства необходимо заполнять путевые листы. Или тому, кто отвечает за управление им. Когда нужно заполнять путевой лист на легковой автомобиль и как это сделать, вы можете узнать в материалах данной статьи.

Для чего нужен путевой лист?

Ведение бухгалтерии юридическими лицами предполагает обязательное заполнение путевых листов. Этот документ интересен и представителям налоговых служб.

Путевой лист – это разновидность первичной документации, позволяющая не только учесть расходы в связи с приобретением бензина, но и вычитать их из общей налоговой базы.

Главная функция таких листов – возможность уменьшить налог, уплачиваемый в бюджет.

В некоторых ситуациях заполнение документа становится обязательным.

Что представляет собой бланк этого документа?

Путевой лист – документ, подтверждающий законность и наличие права на управление транспортом.

Бланк выдаётся юридическими лицами, владеющими автомобилем. Документ содержит информацию о времени в пути, пробеге, расходе бензина и других характеристиках авто.

Всегда ли нужно составлять путевые листы на автомобили?

Перечислим водителей, освобождённых от подобных обязанностей:

  • Если юрлицо является владельцем ТС.
  • При применении ТС с оформленной собственностью на физлицо. И при использовании авто в личных целях, передаче на основе доверенности.

Когда возникает необходимость заполнить путевой лист?

Если документ не оформлен, работать запрещают:

  • Грузовым автомобилям.
  • Легковым автомобилям.
  • Троллейбусам.
  • Трамваям.
  • Автобусам.

И другим разновидностям транспорта, в котором перевозятся пассажиры с багажом. Багажом называют вещи, принадлежащие пассажирам, которые в установленном порядке принимаются к перевозкам.

Или лица, для которых заключают договоры фрахтования транспортных средств.

Главная страница формы.

Сроки выдачи путевых листов легкового автомобиля

Слишком много времени и сил может уйти на ежедневное заполнение путеводных листов. Особенно, в маленьких предприятиях без отдельно работающего диспетчера.

Что такое оферта и для чего её используют? Подробная информация есть в данном материале.

Потому многие водители спрашивают, можно ли оформлять документы сразу на несколько дней?

Текст законодательства указывает на возможность оформления не только по каждому дню, но и по сроку не больше, чем на 30 дней.

Порядок заполнения путевого листа на легковой автомобиль по форме 3

Лицевая сторона

Информации надо вносить не так много, как кажется, на первый взгляд:

  • Штамп компании всегда проставляют в верхней части. Дата и номер документа ставятся чуть ниже. При необходимости обозначают и серию.
  • Следующая графа нужна для названия компании. Там же пишут адрес с телефоном. И код регистрации предприятия в соответствующих органах.
  • Затем диспетчер заполняет информацию по транспортному средству, включающую инвентарный гаражный идентификатор, государственный номер и марку.
  • Далее идёт строка с ФИО водителей, реквизитами водительского удостоверения, табельным номером.
  • Есть и следующий раздел. Но его заполняют только организации с узкой специализацией. Например, службы такси. Им необходимо вписать номера лицензионной карточки.
  • После заполнения диспетчера определяют индивидуальные задания для водителей. Документ визируется, передаётся лично шофёру.

Как составляют график отпусков? Что важно учитывать при заполнении формы Т-7 – читайте по ссылке.

Механики пользуются специальным разделом в документе. Они пишут о работе спидометра и неисправностях в транспортном средстве, остатке бензина в баке.

Где можно скачать образец в формате Word?

Чтобы правильно заполнить форму путевого листа лучше сначала посмотреть его образец заполнения. Скачать документ в Word можно здесь.

Каждый раз сотрудник отмечает, сколько именно топлива приобрёл на заправке. И какую именно марку использовал. Обязательно указание фактической даты, времени возвращения в гараж.

Отметки о простоях и опозданиях делаются в случае необходимости.

Образец путевого листа.

Оборотная сторона документа

Эта сторона нужна водителям. Здесь они отмечают индивидуальный прогресс в выполнении своих служебных заданий. Обязательно писать о местах выезда и назначения.

Период времени, пройденный километраж расшифровываются полностью.

Право на подпись есть у третьих лиц, при их непосредственном участии в выполнении заданий.

Нижняя часть документа требуется для отображения часов за день в общем количестве, километража на основании данных спидометра.

Особые правила по заполнению листов на линии

Есть определённая последовательность действий для тех, кто заполняет документ на линии:

  • Точное время обязательно проставляется в часах и минутах. Для этого есть отдельная графа «Время прибытия». Но отражается только тот момент, когда водитель сам показывает путевой лист клиентам или заказчикам.
  • Есть графа «Заказчик». Здесь клиенты оставляют свои подписи. Для подтверждения того, что все реквизиты в документе корректны, соответствуют действительности.
  • Ещё заполняют графу 21, которая носит название «По прибытии». «По убытию» – соответственно, графа 22. Заказчики ставят здесь все параметры, списывая их со спидометра.
  • «Особые отметки» – строка для замечаний со стороны клиентов, если это необходимо.

Если машина возвращается в гараж

Работа завершается обычно возвращением авто на территорию гаражей. Документ заполняется в последовательности, чётко описанной в законодательных нормативах.

Читать еще:  Как оформить автомобиль после смерти владельца

Её необходимо строго придерживаться.

  • «Работа водителя и автомобиля» – раздел, заполняемый механиком. В частности, используется графа 2. Важное требование – точность описания времени возвращения к гаражу. Месяц, год, часы, минуты – в графе должны присутствовать абсолютно все данные.
  • «Показания спидометра» – графа 4, которая так же заполняется механиком. Графа 10 – вот где отображается точный «Остаток при возвращении». Графа относится к разделу с «Движением горючего».

  • Техник по ГСМ подключается к работе также на данном этапе. Водитель передаёт ему талончик. После заполняют графу «Сдано» с номером 11. И тоже ставится подпись.
  • Подпись в строке «Сдал» ставит сам водитель. Это нужно для подтверждения исправного состояния машины в момент, когда она сдаётся механику. Механик для подтверждения данного факта расписывается в графе «Принял».
  • Диспетчер принимает бумаги на последнем этапе. И тоже ставят свою подпись. Проводят регистрацию документа в специальном журнале.

При доставке товаров на предприятие необходимо подписывать специальную бумагу. О том, как составить акт приёма-передачи товаров, вы можете узнать в статье по ссылке.

Заключение

При неправильном заполнении путевых листов на организацию накладывают штрафы. И нарушителю не возмещают налоговые потери, возникшие в связи с работой транспортного средства.

Юридические лица платят штраф в размере 10 процентов от общей суммы произведённых операций.

Совершение любых операций должно подкрепляться соответствующими первичными документами. У каждого из них имеется юридическая сила.

Найти образцы документа с пустыми строками для заполнения легко на специализированных сайтах.

Каким должно быть агентское вознаграждение и в каких случаях оно выдаётся? Подробная информация в данной публикации.

Можно быть уверенными в том, что заполнение такого документа соответствует всем требованиям законодательства. Главное – помнить о предельном сроке, на который заполняется лист. Этот срок равен месяцу.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в 1С – смотрите в этом видео:

Путевой лист делаем «путёвым»

Практически все организации (как профессиональные перевозчики, так и нетранспортные компании), для того чтобы обосновать затраты на служебный автомобиль, используют путевой лист. Ведь если такого документа нет или он заполнен неправильно, это может привести к спорам с налоговыми органами и доначислениям по налогу на прибыль. Из-за этого сомнения по поводу того, как же правильно оформить путевой лист в той или иной ситуации, возникают у бухгалтеров постоянно.

Но прежде чем ответить на вопросы, которые пришли к нам в редакцию, давайте проясним основные моменты использования путевых листов.

Кто и какую форму путевого листа должен использовать

Форма путевого листа, утвержденная Госкомстатом Постановление Госкомстата России от 28.11.97 № 78 , является унифицированным первичным документом, предназначенным для использования всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства.

При этом и налоговики, и Минфин, и суды считают, что для автотранспортных предприятий она обязательн а Письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129; Письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2, от 14.11.2006 № 20-12/100253; Постановления ФАС СЗО от 26.06.2009 № А56-20450/2008; ФАС МО от 13.11.2008 № КА-А41/10639-08; ФАС ВВО от 23.04.2007 № А28-7048/2006-250/21; ФАС УО от 06.07.2009 № Ф09-4565/09-С3 . Остальные организации, по их мнению, вправе утвердить свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на горюче-смазочные материалы. Главное — соблюсти требования ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Контролирующие органы считают, что транспортные фирмы не могут выбирать форму путевого листа, они должны применять только официальную, госкомстатовскую

Что касается формы путевого листа, содержащей обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 , то ее также должны применять все юридические лица и предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобил и п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов) .

После вступления в силу Приказа Минтранса контролирующие органы заявили, что путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом, тоже может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материало в Письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161; Письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 13.10.2009 № 16-15/107268 .

Таким образом, если у вас транспортная компания и вы используете автомобили для оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, то вы должны применять унифицированную госкомстатовскую форму и при этом соблюдать требования Минтранса. Самый безопасный вариант — просто дополнить госкомстатовский путевой лист обязательными минтрансовскими реквизитами. А это:

  • модель транспортного средства;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра водителя, которые проставляются и заверяются медработником, проводившим осмот р пункт 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов .

Если вы используете автомобили только для личных нужд организации, то вы можете:

  • применять госкомстатовские формы путевых листов;
  • разработать и утвердить собственную форму путевого листа с соблюдением требований ст. 9 Закона № 129-ФЗ и Приказа Минтранса России № 152;
  • использовать для подтверждения расходов на ГСМ другие документ ы ч. 1, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Постановление ФАС МО от 30.09.2010 № КА-А40/11123-10 .

Но чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, лучше применять именно путевой лист, разработав форму, удобную для организации.

Расходы на ГСМ можно подтверждать данными навигационных систем

Мы установили на автомобили GPS-навигаторы. С их помощью мы ежедневно составляем документ «Суточный отчет о движении автотранспорта», в котором есть все необходимые данные: список автомобилей, время начала и окончания движения, время стоянки, пробег в километрах. В путевых листах вместо показаний спидометра и маршрута следования мы делаем ссылку на этот отчет. Может ли такой отчет подтверждать расходы на ГСМ?

: Да, может. В своих недавних разъяснениях Минфин разрешил учитывать расходы на ГСМ на основании документов, составленных с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автомобилем пут ь Письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354 .

Штамп медработника на путевом листе не обязателен

Мы занимаемся перевозкой грузов. Что нам грозит за отсутствие штампа и подписи медицинского работника на путевом листе? Могут ли налоговые органы отказать нам в расходах на ГСМ по таким путевым листам?

: Да, налоговики вполне могут предъявить вам претензии, так как этот реквизит входит в число обязательных реквизитов путевого листа, утвержденных Минтрансо м подп. 2 п. 7, п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов .

Но эти претензии легко оспорить. Ведь отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов. Если в путевом листе есть сведения о пробеге автомобиля, расходе горючего, остатках горючего в баке, то он вполне может являться подтверждающим документо м Постановление ФАС МО от 10.08.2009 № КА-А40/7253-09 .

Конечно, обязательное медицинское освидетельствование водителя перед рейсом и после него предусмотрено п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но оштрафовать вас за отсутствие отметок о медосмотре не смогут. Потому что к административной ответственности за несвоевременное прохождение водителями медицинского осмотра привлекают только по ст. 14.1 КоАП РФ — за ведение деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). А деятельность по перевозкам грузов не лицензируетс я п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» .

Пункт о заработной плате водителя из путевого листа можно исключить

Мы нетранспортная организация, но имеем несколько автомобилей. Одним из них пользуется генеральный директор. При этом он сам его и водит. В форме путевого листа, утвержденной Госкомстатом, есть пункт о заработной плате водителя. Как его заполнить?

: Вы можете самостоятельно разработать, утвердить и использовать форму путевого листа, исключив из него пункт о заработной плате. Главное, чтобы лист содержал обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом Росси и п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов; Письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161; Письма УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 13.10.2009 № 16-15/107268 . В число обязательных реквизитов, помимо прочего, входят сведения о водителе, но они предполагают только информацию о его фамилии, имени, отчестве и дате проведения медицинского осмотра водителя. Причем, как мы уже выяснили, отсутствие отметки о медицинском осмотре водителя на сумму затрат на ГСМ никак не влияет.

Маршрут «по городу» в путевом листе приведет к спорам с проверяющими

Мы занимаемся доставкой товаров на дом и в офис, ежедневно водитель объезжает 20— 30 контрагентов. Путевой лист составляем на месяц, поэтому получается, что за этот срок он заезжает более чем в 200— 300 мест. Как лучше заполнить графу «Пункт назначения», чтобы вместить туда всех контрагентов? Может, просто указать: «По городу»?

: Формулировку «по городу» в путевом листе лучше не использовать. И хотя среди обязательных реквизито в утв. Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 нет сведений о маршруте движения транспортного средства, контролирующие органы считают, что при отсутствии такой информации расходы на топливо не подтверждены, так как не доказано использование автомобиля в служебных целя х п. 1 ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129; Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064123.2 . Мнения же судов по этому вопросу расходятся. Одни суды разделяют позицию контролирующих органо в Постановления ФАС ВСО от 16.07.2010 № А33-10451/2009; ФАС ЗСО от 29.07.2009 № Ф04-4540/2009(11903-А27-26); ФАС ВВО от 12.03.2008 № А82-1453/2007-37 . Другие считают этот реквизит необязательны м Постановления ФАС МО от 30.09.2010 № КА-А40/11123-10; ФАС ПО от 19.11.2010 № А55-38009/2009; ФАС СЗО от 23.11.2009 № А56-4991/2009; ФАС УО от 16.09.2010 № Ф09-7311/10-С2 .

Налоговики могут поставить вашему путевому листу неутешительный диагноз, если в нем не будет штампа и подписи медработника

Поэтому проще всего вписывать полный маршрут.

Если вносить все адреса следования в путевой лист проблематично, можно попробовать следующие варианты.

Если вы заранее знаете маршрут или постоянно объезжаете одни и те же адреса, утвердите приказом маршруты следования в зависимости от необходимости: на каждый день, на месяц. Например, маршрут № 1 — улицы такие-то, маршрут № 2 — улицы такие-то. И в путевом листе напишите: «Доставка товара клиентам по маршруту №. » — и приложите копию приказа с указанием маршрутов.

Или, как вариант, если на доставку у вас есть заявки, можно указывать в путевом листе: «По маршруту в соответствии с заявками» — и прикладывать заявки.

Читать еще:  Как оформить документы при покупке подержанного автомобиля

Путевой лист можно оформить отдельно на каждого водителя

Мы отправили двух наших сотрудников в командировку на автомобиле организации. Ехать далеко, и автомобиль они ведут по очереди. Мы используем форму путевого листа Минтранса. Нужно ли в данном случае выписывать отдельный путевой лист на каждого водителя или можно в одном путевом листе делать записи о двух водителях?

: При использовании транспортного средства посменно разными водителями допускается оформление нескольких путевых листов отдельно на каждого водител я п. 11 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов . При этом время выезда и показания одометра на этот момент указываются в путевом листе водителя, первым выехавшего в рейс, а время заезда и показания одометра на этот момент — в путевом листе водителя, вернувшегося на место стоянк и п. 15 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов .

Проще разработать свою форму путевого листа, предусмотрев в нем возможность вписать данные нескольких водителей, и выписывать один путевой лист на срок командировк и Постановление ФАС МО от 28.10.2009 № КА-А41/11287-09 . Форма может быть, к примеру, такой.

Путевой лист легкового автомобиля бланк 2019

Путевой листок является бланком первичного учета эксплуатации транспортного средства (ТС) и становится основой для начисления зарплаты шоферу. Без оформления такого бланка невозможно будет списать топливо.

С 1.03.2019 года Минтранс своим распоряжением № 467 от 21.12.2018 года изменил требования к оформлению путевок.

Файлы для скачивания:

Форма путевого листа легкового автомобиля

Шаблон, по которому все учреждения оформляют путевку ТС (форма 3), принят решением Госкомстата № 78 от 28.11.1997 года еще 20 лет назад. С тех пор было принято немало исправлений. Последние исправления были приняты 21.12.2018 года распоряжением Минтранса № 467, которые начали действовать с 1.03.2019 года.

Данным Постановлением приняты различные бланки путевок, для каждого вида ТС. При этом, предприятие вправе разработать собственный бланк путевки, однако в нем необходимо отобразить обязательные требования, такие как:

  1. Название формы «Путевой лист легкового автомобиля»
  2. Номер и дата его выписки.
  3. Продолжительность действия бланка. Наибольшее время — один месяц.
  4. Реквизиты владельца ТС. Сейчас требуется отображать ОГРН.
  5. Реквизиты водителя ТС (Ф.И.О., номер водительских прав (ВУ)).
  6. Реквизиты ТС (государственный номер, модель).
  7. Данные спидометра накануне выезда по маршруту и при возврате в гараж.
  8. Дата и время отправки по маршруту и возврата в гараж.
  9. Подпись и Ф.И.О. лица, зафиксировавшего показания спидометра, с отображением даты и времени.
  10. Дата и время медосмотра шофера до и после поездки.
  11. Штамп, подпись и Ф.И.О. доктора, выполнившего мед. освидетельствование.
  12. Сведения о техосмотре, с отображением даты и времени.
  13. Подпись и Ф.И.О. автомеханика, осмотревшего ТС.
  14. Оформленную путевку подписывает диспетчер и начальник предприятия, либо назначенные начальником лица.
  15. При наличии в учреждении печати, выписанный бланк заверяется нею.

Путевка выписывается в одном экземпляре и вручается шоферу на руки. По завершению задания шофер обязан вернуть заполненную путевку ответственному работнику под роспись.

Для чего необходимо составлять путевые листы

Путевки выписываются для отчета о передвижении ТС, списания израсходованного топлива, начисления шоферу зарплаты, а также начислению бухгалтерией фирмы амортизации и прочих издержек. Кроме этого, если шофера служебного ТС задержит работник ГИБДД, путевка является основанием законности выезда и подтверждением права управления ТС.

При отсутствии путевки, шоферу накладывается штраф согласно ст. 12.13 КоАП РФ.

Для отчета по израсходованному топливу требуются материалы, удостоверяющие заправку, характер маршрута. Если заправка горючего осуществляется по топливным картам, то это отображается в документах поставщика.

Если расчет по топливу осуществляется наличностью, то учет выполняется по чекам АЗС и отчетам шофера. При подключении ТС к электронному контролю, который обеспечивает наблюдение за маршрутом и расходованием ГСМ, то для его списания используются отчеты данной системы (Письмо Минфина № 03-30-06/1/354 от 16.06.2011).

Обязательные реквизиты в путевке

Путевой листок считается бланком строгого учета, поэтому в нем требуется отображать данные, регламентируемые законодательными нормами РФ. Если учреждение желает разработать собственный бланк, необходимо учесть положения по его оформлению.

  1. На титульной стороне каждого путевого бланка обязаны отображаться:
  2. Дата действительности путевки. Если путевка выписана не на день, а на некоторый период, надо написать следующим образом (например, 22.07.2019 – 26.07.2019).
  3. Номер и серия документа. Номер обязан быть уникальным. Серии присваиваются при изготовлении бланков в типографии.
  4. Реквизиты предприятия и его штамп (название, адрес, контактные данные, коды по ОКУД и ОКПО).
  5. Реквизиты ТС (модель, марка, номерной знак ТС). Если ТС арендуется, надо отобразить реквизиты арендного соглашения.
  6. Реквизиты шофера (Ф.И.О., номер и категория ВУ, тип лицензии, если есть).
  7. Маршрут, с отображением конечного пункта, времени выезда шофера и возврата.
  8. Подпись диспетчера, выдавшего наряд шоферу.
  9. Подпись автомеханика, с отображением сведений:
  • об исправности ТС, при начале и завершении задания;
  • значений спидометра;
  • о заправке ГСМ и его остатке;
  • о марке топлива;
  • о расходе ГСМ, с отображением нормативного и фактического расхода.
  • информация о мед. освидетельствовании шофера и техосмотре (ТО) ТС.

О том, что автомеханик обязан обеспечить контроль ТО ТС накануне каждого маршрута, регламентировалось Минтрансом РФ еще с 2014 года. Однако требуемого реквизита в путевке не существовало, что позволяло предприятиям безнаказанно не выполнять установленное требование. В настоящее время этот реквизит стал обязательным. Требуется отображать сведения о владельце ТС, с указанием ОГРН, ИП — ОГРИП. На унифицированных бланках (форма 3), которые утверждены уже не обязательно ставить штамп. Предприятия, которые разрабатывают свои путевые бланки, обязаны включить все требуемые реквизиты согласно распоряжению Минтранса № 467 от 21.12.2018 года.

Надо также отметить, что все медосмотры водителей накануне рейса регистрируются в специализированном журнале. Необходимость медосмотра водителей устанавливается приказом начальника предприятия. Кроме того, является обязательным медосмотр после возврата из рейса для шоферов, выполняющих пассажирские перевозки или транспортировку опасных грузов.

В освидетельствование накануне рейса входит:

  • Выслушивание жалоб шофера.
  • Внешний осмотр.
  • Проверка температуры, давления, пульса.
  • Проверка на алкоголь алкотестером.
  • Определение принятия психотропных веществ.

По итогам освидетельствования доктор выдает заключение и разрешает выезд, подписав путевку, с отображением даты, времени осмотра.

  1. Обязательные реквизиты обратной страницы путевки:
  2. Порядковый номер записи. Каждый маршрут обязан отображаться под уникальным номером.
  3. Код заказчика.
  4. Маршрут, с отображением точки выезда и конечного пункта.
  5. Время отъезда и возврата.
  6. В поле «Пройдено» заносится пройденная дистанция.
  7. Подпись водителя.

Путевой бланк всегда вручается в одном экземпляре.

(Видео: “Оформление путевого листа”)

Изменился срок выдачи

Согласно последним поправкам в законодательстве РФ, выдавать одну путевку на множество маршрутов в различные рабочие дни не допускается. Новые правила гласят, что путевой бланк требуется выписывать накануне:

  • каждого выезда – если рейс продолжительнее рабочего дня;
  • начала первого выезда – если объем задания меньше дня и шофер получает одно или множество заданий.

Форма отображения в путевке времени действия бланка зависит от длительности маршрута. Если его длительность не более рабочей смены, время действия путевки отображается одной датой. Если же длительность маршрута более одной смены, в графе «срок действия» отображается дата начала маршрута и дата его завершения.

Срок действия

До 01.03.2019 выдать путевку разрешалось, как на один день, так и на полный месяц. После поправок, отображенных в приказе № 467, путевка выписывается накануне каждой смены или задания. Шоферу вручается путевка накануне выезда. В стандартном бланке имеется возможность изменения времени действия путевки, так как возможна задержка рейса, а передвижение без путевки – это нарушение.

По окончанию времени действия выданной путевки, бланк возвращается под роспись ответственному работнику и далее передается в бухгалтерию для доработки.

Как оформить путевой лист легкового автомобиля

Правила оформления путевки легкового ТС (форма № 3) приняты распоряжением Минтранса РФ от № 152 18.09.2008 года. Оформление осуществляют, в большей части, диспетчеры. На предприятиях, где такой службы в штате нет, а легковое ТС представлено личным автомобилем начальника, заполнять путевку может сам начальник или работающее лицо, назначенное приказом. Если заполнение путевок поручено шоферу (это не запрещается), он обязан заполнять пробег ТС на основании показателей приборов.

Форму № 3 можно оформлять для легковых ТС, как в автотранспортных предприятиях, так и на обыкновенных учреждениях. Особенности оформления данного бланка отображены в письме Росстата № ИУ-09-22/257 от 03.02.2005, где отмечено, что на каждом путевом бланке ставится штамп предприятия (не печать). Также требуется выполнять и прочие нормативы по заполнению путевок.

(Видео: “Как правильно заполнять путевые листы”)

Записывать показания приборов требуется, как накануне выезда, так и при возврате в гараж. Учету подлежат топливный датчик, спидометр и прочие приборы.

Положения по заполнению путевок:

  • Осмотреть ТО ТС обязан автомеханик, проставив в бланке свою проспись накануне выезда.
  • Проверить здоровье шофера обязан медицинский работник, с отображением даты и времени, личной подписи, а также записывания фразы, что шоферу «проведено медицинское освидетельствование накануне выезда с допуском к работе».

Оформление выписанного бланка осуществляется следующим образом:

  1. В левом верхнем разделе бланка заполняется:
  • Дата начала движения.
  • Название фирмы-собственника ТС.
  • Сведения о шофере.
  • Реквизиты ТС.
  • Время выезда из гаража.
  • Время возврата в гараж.
  • Данные о медосмотре.
  • Реквизиты мед. работника, проводившего осмотр.
  1. В правом разделе бланка заносятся:
  • Коды из учредительных материалов фирмы.
  • Номер путевки.
  • Километраж.
  • Сведения об автомеханике, проводящего ТО ТС.
  • Вид топлива.
  • Объем заправки ГСМ.
  1. В нижнем разделе бланка проставляется:
  • Подпись автомеханика, подтверждающая исправность ТС.
  • Подпись шофера.

Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Ниже предлагается заполненный пример оформленного бланка ф. № 3.

Лицевая часть

Оборотная сторона

Скачать бланк путевого листа

Порядок хранения документа

Сданные путевки хранятся не менее 5 лет (Распоряжение Минтранса РФ №152 от 18.09. 2008 года).

Ответственность за сохранность бланков возлагается:

  • На начальника учреждения.
  • На должностных работников (отвечающих за работу ТС).

Проверку путевок вправе проводить:

  1. Работники ГИБДД.
  2. Служба ФНС.
  3. Работники ГИТ.

При отсутствии путевок может накладываться штраф по 200 рублей за каждую неоформленную путевку (ст.12.13 КоАП).

Ответственность за отсутствие путевого листа

Законодательством РФ не разрешается выезд на легковом ТС без путевки. За выезд без данного бланка накладывается штраф в сумме от 500 рублей. Иногда можно ограничится предупреждением. Также, административному штрафу может подвергаться шофер за неправильно заполненную путевку.

Законодательством РФ регламентированы следующие размеры штрафов:

  1. При отсутствии путевого бланка ТС у шофера, ему накладывается штраф, равный 500 рублей или выносится предупреждение.
  2. При отсутствии путевого бланка ТС у должностного работника учреждения —штраф равняется 20-ти тысячам рублей.
  3. Для учреждения такой штраф может накладываться до 100000 рублей.
  4. В некоторых обстоятельствах могут накладываться все штрафы одновременно.
  5. ИП полностью отвечает за данное нарушение, даже если он не является юр. лицом. Штраф за выезд без путевки для ИП может достигать до 100000 рублей.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector