Амортизация автомобиля это

Как произвести расчет амортизации автомобиля

Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.

Амортизация авто. Как и зачем?

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

    Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.

Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).

Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Читать еще:  На что распространяется гарантия на автомобиль

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  1. определите срок полезного использования;
  2. выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  3. отразите в учетной политике выбранный способ;
  4. произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Когда стоит начинать списывать отчисления, зависит от срока ввода транспортного средства в эксплуатацию, а не факт его покупки. Также неважно, когда автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1. Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Таблица 1. Экологическое состояние

Пример способа по сумме чисел срока полезного использования

Расчет на основе приведенных выше данных стоимости автомобиля (1 685 тыс. руб.). без учета расходов на содержание и обслуживание транспортного средства.

5 лет эксплуатация автомобиля = 1+2+3+4+5 = 15

Сначала складывается порядковый номер года эксплуатации: первый (1), второй (2), третий (3), четвертый (4), пятый (5), шестой (6). Получается 15. Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так:

АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто

Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая.

Таблица 2. Расчет годовых отчислений

Изобр. 2 Транспортные средства

Амортизация в налоговом учете

В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод. При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ.

В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления. Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет.

Ускоренная амортизация

Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом – 2 или 3 (ст. 259.3 НК РФ). Может применяться, если автомобиль находится в лизинге.

Что такое амортизация автомобиля и прочих транспортных средств

Сегодня мы поговорим об амортизации автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

Согласно п.20 Правил бухгалтерского учета 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

  • период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
  • степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).
Читать еще:  С каким зрением допускается вождение автомобиля

Срок полезного использования для:

  • третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;
  • группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
  • группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.

Норма амортизации — это абсолютно противоположный сроку полезного использования термин по своей сути. Как мы уже говорили, каждое основное средство имеет собственный лимит ресурса, но он исчерпаемый. В зависимости от группы амортизации, каждое ТС имеет свою нормальную норму амортизации.

Числовое выражение термина заключается в отношении годовой амортизационной суммы к первоначальной стоимости транспортного средства. Например, фирма покупала автомобиль за 1 миллион рублей. Годовая амортизационная сумма (срок полезного использования) составляет 200 000 рублей. При делении 200000 :1 000 000 мы получаем цифру 0,2 (20%).

Максимальное значение НА для различных машин (в том числе силовых и других агрегатов) составляет 50% (в нашем случае НА получается намного ниже), а минимальный цифровой эквивалент — 3%.

  • линейный (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • уменьшаемый остаток;
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000 : 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от амортизационной группы и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания приобретает мощный автомобиль, который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10 :12 = 0,833%.

Компенсация

Сотрудники предприятия могут использовать личный автомобиль в служебных целях. Понятно, что бесплатно это делать никто не будет, так как:

  • автомобиль изнашивается;
  • необходимо заправить машину ГСМ.

Для того, чтобы получение такой выплаты стало возможным, необходимо:

  • оформить соглашение между работником и работодателем про использование личного автомобиля для задач и потребностей предприятия;
  • предоставить в бухгалтерию работодателя свидетельство о государственной регистрации ТС.

Компенсация амортизации и расхода ГСМ выплачивается на основании:

  • учетных документов, в которых фиксируется километраж поездки (путевой лист либо специальный журнал);
  • чеков с заправочных станций.

Компенсация за использование ГСМ выплачивается в полном объеме, так как четко видно сумму денег, которую сотрудник потратил на заправку собственного авто для служебной поездки. Порядок расчета и выплаты суммы амортизации оговаривается в соглашении.

Амортизация машины в такси — тема данного видео:

Амортизация автомобиля

Любая техника со временем изнашивается и требует ремонта. Благодаря точному расчету амортизации можно учитывать износ техники и переносить стоимость ремонта на конечную продукцию. Говоря простым языком, затраты которые идут на поддержание основных средств в рабочем состоянии, являются одним из факторов ценоформирования.

Если речь идет об автотранспорте, используемом для выполнения тех или иных задач, то собственники учитывают его износ. Например, если вы покупаете проездной билет на метро или заказываете доставку груза автотранспортом, то в стоимость данной услуги входят ремонт и обслуживание транспортных средств.

Предприниматели рассчитывают, во сколько им обходится содержание транспорта и от этого отталкиваются, устанавливая цену своих услуг.

Расчет амортизации автомобиля

Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о том, как правильно рассчитать амортизацию автомобиля. Ничего особо сложного здесь нет, особенно если мы говорим о транспортном средстве, находящемся в частном владении. Вам достаточно учитывать все свои расходы на покупку расходников, замену масла, замену деталей и узлов в течение года, а затем просто делите полученную сумму на километраж. Таким образом вы получите окончательный результат — стоимость одного километра пробега.

Значительно сложнее рассчитывать амортизацию на больших автотранспортных предприятиях. Здесь, как правило, каждый водитель ведет особый журнал, куда записывает все непредвиденные расходы: замену лампочек, установку новых фильтров и так далее. Но есть еще и бухгалтерский отдел, сотрудники которого указывают все эти расходы, как издержки производства, соответственно они не облагаются налогами.

Есть также и усредненный подход. Можно найти специальные справочники, в которых содержится информация о разных моделях авто и их балансовой стоимости. Балансовая стоимость зависит от возраста транспортного средства и его естественного износа. Полученную сумму делят на количество месяцев, в течение которых машина использовалась и получают усредненный показатель амортизации в месяц.

Понятно, что такой подход не учитывает массу нюансов, главный из которых мастерство водителя. Уже давно замечено, что на тех автотранспортных предприятиях, где наблюдается большая текучесть кадров, транспортные средства чаще нуждаются в ремонте, поскольку водители не заинтересованы в том, чтобы уделять свое время надлежащему уходу.

Читать еще:  Для перерегистрации автомобиля какие документы нужны

Если же конкретный водитель прикреплен к конкретному автомобилю, то от этого будет во многом зависеть продуктивность его труда, соответственно он не поленится лишний раз проверить уровень масла или заряд аккумулятора.

Способы начисления амортизации

На сегодняшний день используется несколько основных способов начисления амортизации:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
  • ускоренный метод.

Линейный метод считается самым простым. Высчитать сумму амортизации можно по простой формуле.

Приведем простой пример:

  • вы купили автомобиль за 400 тысяч для нужд предприятия;
  • срок его службы составляет 10 лет;
  • 400 тысяч делим на 10 лет, получаем 40 тысяч.

То есть ежегодно стоимость вашего автомобиля будет снижаться на 40 тысяч рублей. Понятно, что через 10 лет по этой схеме стоимость автомобиля должна равняться нулю, однако если вы захотите его продать, то цену можно назначить в зависимости от технического состояния, просто за 10 лет ваша фирма полностью компенсирует свои затраты на приобретение автомобиля.

Все остальные способы являются нелинейными. При расчете амортизации основных средств учитываются различные факторы, типа коэффициент ускорения или нормы износа. Все эти формулы и коэффициенты постоянно претерпевают изменений, их можно найти в многочисленной бухгалтерской литературе и периодических изданиях.

Ускоренная амортизация автомобилей

Ускоренная амортизация автомобилей, и вообще любой техники специального назначения, очень повлияла на популяризацию такого способа приобретения транспортных средств, как лизинг. Мы уже вкратце писали на нашем портале Vodi.su о том, что такое лизинг и почему он выгоднее, чем автокредит.

Если говорить о приобретении автомобиля частным лицом в лизинг, то выгода минимальная, а вот для юридических лиц и предпринимателей он выгоден по ряду причин:

  • ускоренная амортизация — обычно высчитывается по коэффициенту 3, то есть приходится отчислять меньшие суммы по налогу на имущество и прибыль;
  • выкупить автомобиль можно по сниженной остаточной стоимости;
  • риски с обесцениванием имущества сведены к минимуму.

Возьмите любой пример: небольшая фирмочка заключает договор лизинга подъемного крана или фургона для доставки хлеба в пределах города. Балансовая стоимость снижается в три раза быстрее, чем если бы вы брали технику в кредит или покупали за свои деньги. Через несколько лет вы можете заплатить за транспортное средство в несколько раз меньше, чтобы окончательно выкупить его.

Важный момент — пока вы пользуетесь транспортным средством на условиях договора, оно не находится на балансе вашей компании. Ну а когда вы его выкупите по остаточной стоимости, которая может составлять от 75 до 25 процентов от начальной, то именно эту сумму и будете указывать в декларации, соответственно и налог на имущество будет более низким.

Когда амортизацию не нужно начислять?

В законодательстве упоминается ряд случаев, когда амортизацию начислять не нужно. Прежде всего, это относится к ремонту или модификации — прекращение начисления амортизации сроком до года. Также, если вы передаете транспортное средство в безвозмездное пользование на условиях договора — начисление амортизации прекращается.

Допускается также, что транспортное средство отправляют на консервацию на срок до трех месяцев. Так, например, поступают во многих сельскохозяйственных предприятиях.

Амортизация автомобиля

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01 ). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01 ). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 ).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01 ). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01 ):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01 , п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector